Из опыта работы: «Использование активных форм взаимодействия с родителями» Вот уже 8 год я работаю учителем начальных классов. Все годы в родной школе, которую люблю. Идут годы, меняется время, меняются дети и их родители. Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнуют вопросы: а что представляют собой мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками, как они воспитывают своих детей. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На это вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», - и как можно больше такого общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам». Многие повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства!» И это действительно так. Семья является стартовой площадкой для ребёнка. А роль учителя – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. И целью этой объединяющей силы семьи и школы должно стать создание условий для счастливой, радостной и комфортной жизни ребёнка. Набирая в очередной раз первоклашек, я стала задумываться, как наиболее эффективно организовать совместную работу. Решила выделить несколько направлений работы с семьёй. 1.Диагностика. 2.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Знакомство с жизнью каждой семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю о семье очень многое: об увлечениях ребёнка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Использую различные проективные методики, которые позволяют сделать вывод о коммуникабельности ребёнка, о его чертах характера, умении общаться, о взаимоотношениях в семье. Анализирую содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребёнка с взрослыми и сверстниками, совместно с родителями на заседании клуба «7 + я», а затем мы составляем ряд правил и для детей, и для родителей. После знакомства с семьёй главной задачей для меня становится следующее: как сделать так, чтобы родители не ждали с огромным нетерпением тот момент, когда их чадо покинет стены нелюбимой школы? Для этого я стараюсь формировать у родителей и учащихся культуру принадлежности к образовательно-воспитательному пространству нашей школы, а простыми словами, стараюсь сделать так, чтобы жизнь школы и семьи шла «не параллельно, а пересекаясь». На первых родительских собраниях я знакомлю родителей с традициями школы, с её историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся. Считаю, что родители должны знать какими учителями и учениками гордится школа. Внедрение родителей в наше школьное пространство начинаю с экскурсии по школьному зданию. Большое внимание уделяю традициям проведения школьных уроков и внеклассных уроков. Традиционно суббота – день открытых дверей в нашем классе. 1 апреля – уроки ведут сами ученики и их родители. Такие уроки запоминаются на всю жизнь. Огромную помощь оказывает родительский комитет в планировании воспитательной работы. Родители охотно делятся своими мыслями: куда сводить детей, с чем познакомить, что исследовать подробнее. Нашей общей целью становится: воспитание добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестрёнок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких. Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех делах класса и школы. В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия с семьёй. Но, не всегда, получается привлечь все семьи. Поэтому для себя я решила, что необходимо посвящать каждый год какому - то одному коллективному делу. 1 год – год спорта и семьи, 2 год – танцуют все!, 3 год – театр и семья, 4 год – фестиваль семейного творчества и вечер прощальный со школой начальной. Последовательность можно менять, добавлять новые направления, всё зависит от желания учителя, учеников и родителей. В 1 классе мы обязательно идём в поход вместе с родителями. Чудесная природа, полоса препятствий, обед у костра помогает лучше узнать друг друга, сплачивает нашу новую семью. Чтобы закрепить нашу дружбу проводим весёлые старты, спортивный праздник «папа, мама, я – спортивная семья». А как увлекательно проходят наши турниры по шахматам и шашкам. Не один дедушка не в силах усидеть дома, а иногда и бабушка в паре с внуком становятся победителями. Во 2 классе наш год связан с танцами. Все готовятся к общешкольному фестивалю танца «Звёздный путь». Ну и мы, малыши не отстаём, мы любим участвовать в жизни школы. Стремимся к победе общими усилиями. Мамы шьют костюмы, мы с ребятами ставим танец, репетируем. Когда всё готово рассылаем пригласительные всем близким, зная, что ни кто не откажет, все прейдут поддержать. И вот он волнительный момент. Мы на сцене, но нам не страшно, ведь на нас смотрят любящие глаза родителей. И кажется самые бурные аплодисменты – это наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Всё закончилось, но мы счастливы, потому что мы – лучшие! В 3 классе, по школе объявление: «Скоро! Скоро! Состоится открытие театральных сезонов!». И опять некогда скучать. Берёмся за новое, интересное, общее дело. Вместе выбираем сказку «Кошкин дом». Необходим сценарий, подключаем родителей, берутся с удовольствием. Папы изготавливают декорации: заборы, домики и т.д. Мамы и бабушки шьют костюмы. Мы разучиваем роли, репетируем. Обязательное условие – участвует каждый ребёнок, каждая семья. Чтобы наша сказка стала необычной, делаем её музыкальной, герои начинают петь. Моё музыкальное образование помогает это сделать, но и родители не сидят на месте, подыгрывая на синтезаторе. Получается здорово и необычно. 4 год – год семейного творчества. Устраиваем фестиваль семейного творчества. Каждая семья может раскрыться для нас по – новому. Принимается всё: тёплые вязаные шапочки, сшитые тапочки и мягкие игрушки, причудливые изделия из дерева, совместные шедевры семейного творчества. Широкое поле для фантазии. Семьи с огромным интересом принимают участие в фестивале и, приходя на выставки, получают огромное удовольствие и ощущение гордости за свою семью. Заключительным и очень ответственным мероприятием в 4 классе становится выпускной вечер. Ведь мы прощаемся, хотя ещё год или два ребятишки будут опускаться на наш этаж, в наш уютный класс. И на этом этапе родители не остаются в стороне. Они являются активными участниками в подготовке праздника. И дело не только в материальной поддержке. Родители становятся режиссёрами действа вместе со мной. Рождается необычный сценарий. Мы путешествуем на автобусе по улочкам Кургана, гид – одна из мам, остальные тоже задействованы: кто – то герой сказок, а кто – то оператор. На этом празднике не забыт никто, для каждого подобраны добрые слова. Родителям слова благодарности за воспитание детей и поддержку каждый день и час. Ребятам спасибо за незабываемые, удивительные, непохожие 4 года, пролетевшие в один момент. За это время было проведено много праздников, родительских собраний, встреч. И именно такую форму сотрудничества учителя, родителей и детей я считаю очень эффективной. Во время подготовки различных мероприятий возникает много возможностей для общения детей и родителей. Подготовительная работа создаёт атмосферу для творчества, проявление активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка. Родители в глазах детей становятся героями. Восприимчивые души детей являются благодатной почвой, способной взрастить семена знаний, добра и нравственности.
|