Статья «Здоровьесберегающие технологии на уроке ритмики»
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Необходимо объединить усилия медиков и педагогов, потому что в одиночку никто не в силах преодолеть тенденцию ухудшения здоровья детей. Моя задача– создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, голосовых и музыкальных данных, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе. Поэтому своё внимание я хочу остановить на компетенции здоровьесбережения и самосовершенствования. • Ритмотерапия • Музыкотерапия • Инструментальная психотерапия • Улыбкотерапия • Сказкотерапия Ритмотерапия Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. В зависимости от дня недели в который проходит урок ритмики, я подбираю музыкально-ритмические упражнения, влияющие на уровень двигательной активности учащихся. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную и утомление. Ритм который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а также даёт определённый терапевтический эффект. Музыкально- ритмические упражнения. 1. « Часики». 2. « Веселые ручки ». 3. « Где обедал воробей? » 4. « Дружные опята» 5. « Танец солнечных лучиков» 6.« Скульптура» 7. « Дискотека». 7.« Стоп-кадр». Дети исполняют произвольный танец, во время которого внезапно даётся команда «Стоп!». Следует замереть, проанализировать своё мышечное состояние и подумать, какое внутреннее состояние оно могло бы выражать. Ритмические упражнения 1.« Ритмическое эхо». Учитель даёт ритмический рисунок, который все дети, хлопая в ладоши, должны повторить. 2.Ритмизация собственных имён и фамилий. 3. Ритмизация движений человека ( спокойный шаг, рубка дров, гребля и др.) 4. Ритмизация движений различных животных. 5. Коллективная импровизация ритма к звучащему маршу. Музыкотерапия Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении её связками, мышцами, движением, дыханием. Основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства: произведение золотого фонда музыкальной культуры. Используя классическую музыку в целях музыкальной терапии, не следует забывать, что среди произведений современной лёгкой музыки , в том числе среди джаза и рока, можно найти не мало таких, которые могут быть использованы в терапевтических целях. Современными учёными доказано ,что не только музыка способна вызывать движения человеческого тела, но и само движение относительно музыки становится обучающим фактором. Оно оказывает влияние на характер восприятия образной сферы музыки. 1. Импровизирование на свободную тему 2. Тематическое импровизирование 3.Создание самых различных образов(« Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского- плавные движения рук, вальсирование на месте; русские народные плясовые « Камаринская», « Калинка»- притопы, прихлопы, полуприсядка). 4.Дирижирование воображаемым оркестром. Очень полезно войти в образ дирижёра и представить себе, что ты – дирижёр, управляющий первоклассным оркестром. Инструментальная психотерапия. Термин «Инструментальная психотерапия» (Минутко В.Л.) обозначает направление в развитии психотерапии в котором активно используются (применяются) различные технические и интеллектуальные средства, включая компьютерную технику, специальные эффекты, реальные и виртуальные образы и другие приспособления, предназначенные для облегчения процесса психотерапии, усиление процесса психотерапевтического воздействия и ускорения получения психотерапевтического эффекта. Использование психотерапевтических инструментов структурирует процесс психотерапии, ограничивает его во времени и значительно улучшает показатели эффективности психотерапии. С помощью психотерапевтических инструментов, используемых психотерапевтом, достигается глубокая эмоциональная разрядка; обучение навыкам контроля за мышлением, эмоциями и поведением; активируются механизмы позитивного самовнушения. Под инструментальной психотерапией мы понимаем такое психотерапевтическое воздействие, при котором его эффект изменяет состояние человека с помощью различных инструментов. 1. « Оркестр» 2. « Оркестр и дережер» 3. « Имитация звучащими инструментами различных звуков природы» 4. «Живая музыка в лесу» 5. « Определение настроения звучащими инструментами» Терапия творчеством Исследования учёных всё чаще напоминают, что человек по своей природе творец. Как правило, его человеческие возможности находятся в скрытом состоянии и реализуются лишь в малой степени. Создавая условия, пробуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности благотворно действует на психику человека, а значит, а значит, а на его физическое здоровье, то есть творческий процесс исцеляет. Выполнение творческих заданий на уроках ритмики является одним из наиболее эффективных приёмов оптимизации психического состояния учащихся. В процессе музыкального творчества происходит более полное познания учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром. Сказкотерапия В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка – любимый детьми жанр. Она несёт в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребёнку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. На обобщающем уроке любой четверти можно осуществить постановку музыкальной сказки ( « Теремок», « Репка», « Колобок» и т.д.) ,подготовить на уроках труда и изобразительного искусства несложные детали костюмов. Улыбкотерапия Медики считают, что здоровье школьников станет крепче от улыбок учителей. Как полагают врачи, в улыбающемся учителе дети видят друга, и учиться им нравится больше. Очень важна на уроке и улыбка самого ребёнка. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей. Мной разработана программа по ритмике 4-е года обучения где включены здоровьесберегающие технологии формирующие компитенцию здоровьесбережения и самосовершенствования. Эта программа помогает быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми. Даёт психотерапевтический эффект: • Эмоциональную разрядку • Снятие умственной перегрузки • Снижение нервно- психического напряжения • Восстановления положительного энергетического тонуса Способствует формированию навыков здорового образа жизни. Направление данной работы находит своё продолжение в деятельности Ансамбля современного танца « Даймонд» Список использованной литературы 1. Журнал «Образование в современной школе» №9 (70). 2005 2.Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. 3.Назарова Л.Д. Фольклорная арттерапия. СПб.: Речь,2002 4.Яковлева Н., От улыбок в школе радуга проснётся// Учительская газета. 2004. 27 апреля
|