Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога – умело подвести детей к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки. Ещё более важная задача – почувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению, дисциплинированности. Для решения этих воспитательных задач я призываю на помощь устное народное творчество. Я хочу представить вашему вниманию несколько приёмов работы с пословицами на уроках литературного чтения и русского языка. Содержание курса литературного чтения авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой помогает реализовать воспитательный аспект урока. К каждой теме урока можно подобрать пословицы и поговорки, которые являются одним из эффективных средств воспитания. 1. Четвёртый класс, первый урок литературного чтения по теме: «Пословицы русского земледельца». Использую пословицы для актуализации знаний: «Упустишь минуту – потеряешь час», «Землю красит солнце, а человека труд», «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Прошу детей продолжить пословицы. Затем работаем с пословицами, обсуждаем то, что каждая пословица – это отдельный случай, она советует, учит, предостерегает, высмеивает. Прослеживаем зависимость наших предков от природы. 2. На уроке по теме «Приметы исторического времени в былине «Садко»» после прочтения текста использую следующие пословицы: «В ком честь, в том и правда», «Всякая работа мастера хвалит», «Всякому мила своя сторона», «Русский человек добро помнит». Нужно выбрать те пословицы, которые относятся к Садко, и объяснить их смысл. 3. Урок по теме «Особое восприятие времени в стихотворениях А. Вознесенского «Какое несимметричное время», «Тихо – тихо»». Предлагаю к иллюстрации время подобрать несколько пословиц: «Делу время – потехе час», «Поспешишь – людей насмешишь», «Время течёт как песок», «Минута час бережёт», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Затем идёт обсуждение смысла некоторых, а также сравнение как изменилось представление о времени в авторской литературе. 4. Урок по теме «Два мира в рассказе: мир парикмахерской и мир дачи». При подведении итога можно взять пословицу «Труд и накормит и научит». Пословица не просто появляется, необходимо восстановить некоторые буквы. 5. Урок по теме «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова». Предлагаю детям следующее задание: «Пословицы шутят». Пословица, мы тебя знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чьё-то место заняла? В пословице некоторые буквы перепутались, нужно их восстановить. Друзья познаются в беге (беде) Нет пруда – ищи, а нашёл – береги (друга) Один за всем, все за одного (всех) 6. Урок по теме «Авторский почерк в переводах хокку». Знакомимся с хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и человека на фоне круговорота времён года. Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Слово скажу – Леденеют губы. Осенний вихрь! М.Басё Пословица, подобранная к этому произведению звучит так: «Осторожность иногда заставляет промолчать». Также можно использовать следующие задания с пословицами: 7. По двум словам отгадать пословицу: Коса – камень (Нашла коса на камень) Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров) Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь) Дело – мастер (Дело мастера боится) Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит) 8. Собери пословицу. Восстанавливаем текст пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. 9. Игра «Семь – один» Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа семь и один. Семеро одного не ждут Семь раз отмерь, один раз отрежь Семь бед – один ответ Семеро с ложкой, один с сошкой 10. Инсценирование пословиц. «Кончил дело – гуляй смело» Действующие лица: Мальчик, солнышко, птичка, вишенка. Мальчик сидит за столом и делает уроки. В окно заглядывает солнышко. Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, ясно солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Вишенка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться? Мальчик: Нет, вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок. Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну. Мальчик: Ну-ка, кто меня манил? Все: Кончил дело – гуляй смело! 11. Заменить русскими пословицами пословицы и поговорки разных народов мира. Тот не заблудится, кто спрашивает (Язык до Киева доведёт) Тот, кто не учится, ходит в потёмках (Ученье – свет, а неученье – тьма) 12. Ребусы. Разгадать зашифрованные пословицы. Век живи, век учись. На уроках русского языка также можно использовать пословицы. Приведу несколько примеров. 1. При изучении темы «Антонимы или синонимы» можно использовать следующие пословицы: «Труд всегда даёт, а лень только берёт», «Где обман, там правды нет», «Далеко глядит, а под носом не видит». 2. При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные»: Зимою шубка, не шутка Кошке игрушки, а мышке слёзки Не будь тороплив, а будь памятлив Хлеб на полях – хлеб в закромах 3. При изучении темы «Правопсание предлогов и приставок»: Труд и накормит и научит Язык до Киева доведёт По капле море, по былинке стог По одежке встречают, по уму провожают Богатый фольклорный материал может быть использован учителем для совершенствования актёрского мастерства, развития речи, а самое главное формирования нравственных качеств личности.
|