Суббота, 04.05.2024
МБОУ г. Кургана "СОШ №49"
Меню сайта



Категории
Васильева Лилия Владимировна [15]
Нечаева Наталья Андреевна [2]
Зиновьева Татьяна Петровна [6]
Кем Лариса Ивановна [2]
Щербакова Светлана Алексеевна [0]
Менщикова Анна Сергеевна [7]
Черненко Ирина Викторовна [2]
Афонасьева Марина Григорьевна [3]
Севастьянова Виктория Николаевна [7]
Опрос
Любите ли Вы свою школу?
1. Да, очень
2. Да, люблю
3. Средне
4. Ненавижу
5. Не очень
6. Нет
Всего ответов: 81
Модернизация
   Отчетная информация по модернизации (по состоянию на конец мая)

Новое на форуме
  • Стол предложений (5)
  • Афоризмы учителей! (12)
  • Кто что слушает? (4)
  • Rammstein (1)
  • Сериал "Школа" (1)
  • Погода
    Яндекс.Погода
    Температурная шкала для отмены уроков
    Фотоальбомы
    Архив новостей
    «  Январь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031
    Сайты






    Статистика





    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0



    Войти
    Главная » 2012 » Январь » 11 » Работа с пословицами на уроках литературного чтения и русского языка как одно из эффективных средств воспитания.
    21:22
    Работа с пословицами на уроках литературного чтения и русского языка как одно из эффективных средств воспитания.
    Младший школьный возраст является особым в формировании личности. Задача педагога – умело подвести детей к осознанию того, что необходимо многому учиться, а для этого нужно развивать трудолюбие, силу воли, ответственность, умение доводить дело до конца, оценивать свои поступки. Ещё более важная задача – почувствовать радость от собственных успехов, полученных благодаря терпению, дисциплинированности. Для решения этих воспитательных задач я призываю на помощь устное народное творчество.
    Я хочу представить вашему вниманию несколько приёмов работы с пословицами на уроках литературного чтения и русского языка. Содержание курса литературного чтения авторов В.Ю. Свиридовой и Н.А. Чураковой помогает реализовать воспитательный аспект урока. К каждой теме урока можно подобрать пословицы и поговорки, которые являются одним из эффективных средств воспитания.
    1. Четвёртый класс, первый урок литературного чтения по теме: «Пословицы русского земледельца». Использую пословицы для актуализации знаний: «Упустишь минуту – потеряешь час», «Землю красит солнце, а человека труд», «Без труда не выловишь рыбку из пруда». Прошу детей продолжить пословицы. Затем работаем с пословицами, обсуждаем то, что каждая пословица – это отдельный случай, она советует, учит, предостерегает, высмеивает. Прослеживаем зависимость наших предков от природы.
    2. На уроке по теме «Приметы исторического времени в былине «Садко»» после прочтения текста использую следующие пословицы: «В ком честь, в том и правда», «Всякая работа мастера хвалит», «Всякому мила своя сторона», «Русский человек добро помнит». Нужно выбрать те пословицы, которые относятся к Садко, и объяснить их смысл.
    3. Урок по теме «Особое восприятие времени в стихотворениях А. Вознесенского «Какое несимметричное время», «Тихо – тихо»». Предлагаю к иллюстрации время подобрать несколько пословиц: «Делу время – потехе час», «Поспешишь – людей насмешишь», «Время течёт как песок», «Минута час бережёт», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». Затем идёт обсуждение смысла некоторых, а также сравнение как изменилось представление о времени в авторской литературе.
    4. Урок по теме «Два мира в рассказе: мир парикмахерской и мир дачи». При подведении итога можно взять пословицу «Труд и накормит и научит». Пословица не просто появляется, необходимо восстановить некоторые буквы.
    5. Урок по теме «Мир друзей в стихотворениях В. Берестова». Предлагаю детям следующее задание: «Пословицы шутят».
    Пословица, мы тебя знаем,
    Но не такою ты была:
    Неужто буква озорная
    Вновь чьё-то место заняла?
    В пословице некоторые буквы перепутались, нужно их восстановить.
    Друзья познаются в беге (беде)
    Нет пруда – ищи, а нашёл – береги (друга)
    Один за всем, все за одного (всех)
    6. Урок по теме «Авторский почерк в переводах хокку». Знакомимся с хокку (хайку) - лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и человека на фоне круговорота времён года.
    Искусство писать хокку – это, прежде всего, умение сказать многое в немногих словах. Краткость роднит хокку с народными пословицами.
    Слово скажу –
    Леденеют губы.
    Осенний вихрь!
    М.Басё
    Пословица, подобранная к этому произведению звучит так: «Осторожность иногда заставляет промолчать».
    Также можно использовать следующие задания с пословицами:
    7. По двум словам отгадать пословицу:
    Коса – камень (Нашла коса на камень)
    Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров)
    Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
    Дело – мастер (Дело мастера боится)
    Труд – лень (Труд человека кормит, а лень портит)
    8. Собери пословицу. Восстанавливаем текст пословицы из отдельных частей, на которые она разделена.
    9. Игра «Семь – один»
    Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа семь и один.
    Семеро одного не ждут
    Семь раз отмерь, один раз отрежь
    Семь бед – один ответ
    Семеро с ложкой, один с сошкой
    10. Инсценирование пословиц.
    «Кончил дело – гуляй смело»
    Действующие лица: Мальчик, солнышко, птичка, вишенка.
    Мальчик сидит за столом и делает уроки. В окно заглядывает солнышко.
    Солнышко: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
    Мальчик: Нет, ясно солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
    Птичка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
    Мальчик: Нет, милая пташечка, нет! Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
    Вишенка: Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?
    Мальчик: Нет, вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде окончу урок.
    Наконец урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну.
    Мальчик: Ну-ка, кто меня манил?
    Все: Кончил дело – гуляй смело!
    11. Заменить русскими пословицами пословицы и поговорки разных народов мира.
    Тот не заблудится, кто спрашивает (Язык до Киева доведёт)
    Тот, кто не учится, ходит в потёмках (Ученье – свет, а неученье – тьма)
    12. Ребусы. Разгадать зашифрованные пословицы.

    Век живи, век учись.
    На уроках русского языка также можно использовать пословицы. Приведу несколько примеров.
    1. При изучении темы «Антонимы или синонимы» можно использовать следующие пословицы: «Труд всегда даёт, а лень только берёт», «Где обман, там правды нет», «Далеко глядит, а под носом не видит».
    2. При изучении темы «Парные звонкие и глухие согласные»:
    Зимою шубка, не шутка
    Кошке игрушки, а мышке слёзки
    Не будь тороплив, а будь памятлив
    Хлеб на полях – хлеб в закромах
    3. При изучении темы «Правопсание предлогов и приставок»:
    Труд и накормит и научит
    Язык до Киева доведёт
    По капле море, по былинке стог
    По одежке встречают, по уму провожают
    Богатый фольклорный материал может быть использован учителем для совершенствования актёрского мастерства, развития речи, а самое главное формирования нравственных качеств личности.
    Категория: Менщикова Анна Сергеевна | Просмотров: 1982 | Добавил: Anna | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Объявления
     [29.05.2013] Список учебников на 2013-2014 учебный год
    Скачать

     [17.11.2012]  Утверждение календарного графика на 2012-2013 учебный год

     [17.11.2012] Итоги работы МБОУ г. Кургана «СОШ № 49» в 2011–2012 учебном году

     [05.04.2013] Муниципальное задание на оказание муниципальной услуги физическим и юридическим лицам на 2013 год
     Публичный доклад МБОУ "СОШ №49" г. Кургана

    Скачать


     Проект приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения»


     Наш сайт участвовал в региональном конкурсе учебных сайтов и занял второе место!


    Полезные сайты
    Территориальное школьное объединение (школы №24, 43, 49)

    ИМЦ Курган

    Министерство образование и науки РФ

    Школа №49 В Контакте

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    ФИПИ

    Федеральный центр тестирования

    Городской образовательный портал

    КурганВики

    Страницы учителей
    Васильева Лилия Владимировна

    Нечаева Наталья Андреевна

    Зиновьева Татьяна Петровна

    Кем Лариса Ивановна

    Щербакова Светлана Алексеевна

    Менщикова Анна Сергеевна

    Праздники
    Праздники России
    Copyright "Школа №49" © 2024. Адрес: 640014, г. Курган, ул. Кузнецова, 6А
    Бесплатный хостинг uCoz