Изучая различную литературу, наткнулась на интересные трактовки, а что же такое школа? В переводе с латинского, школа – это «лестница», «восхождение». Т.е. динамическое развитие ребёнка, обретение своего «Я». В переводе с греческого. Школа – это досуг, занятие в свободное время. Сегодня перед нами стоит цель поделиться опытом, рассказать как мы в своём образовательном учреждении организуем и поддерживаем процесс социализации, а также представить вашему вниманию примеры успешной социализации. Безусловно, именно школа даёт ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме этого школа обязана подготовить ребёнка к жизни в обществе и в более широком смысле. Школа является маленькой, пробной моделью общества для ребёнка. Как и в любом обществе процесс социализации неразрывно связан с совместной деятельностью людей. И именно школа открывает огромные просторы для совместной деятельности ребёнка, родителей и общества. Если мы хотим, чтобы обучающиеся стали во взрослой жизни инициативными людьми, то нужно делать их такими в школе. А научится этому можно только при активном включении в школьную жизнь. При таком включении обучающиеся вовлекаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, практику гражданского поведения и социальной деятельности. В нашей школе работает оптимизационная модель внеурочной деятельности. Работает эта модель на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения. Мы выбрали наиболее удачные и эффективные формы организации внеурочной деятельности: акции, проекты, фестивали и кружки. Вашему вниманию представляю акции, которые стали традиционными в нашей школе: «Найди себя», «Чистый двор», «Помоги птицам», «День психологического здоровья», «День самоуправления». В последнее время много и часто говорим о проекте. Проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен и неисчерпаем. И поэтому выбран нами, как одна из эффективных форм работы. Со своими проектами ребята выступают и в классах, и в школе, и на городских конференциях и мероприятиях. О первом проекте «Читаем вместе» расскажет Сединкина Н.С. В нашей копилке есть такие проект: «История создания улиц нашего района» - 1 место, «Музей хлеба», «Экологическое состояние школьной комнаты» - 6 место, «Память хранят живые», «Литературный Арбат». Вашему вниманию будет представлен проект «Литературный Арбат», с которым ребята выступали на городской площадке, руководитель Халикова А.В. В 2011 – 2012 учебном году вся школа работает над единым проектом – «Школьный музей». Всем известно, что важнейшим социальным институтом является семья. И первый опыт социального общения ребёнок приобретает в семье. Задача школы продолжить процесс социализации, начатый в семье. Процесс будет успешным при совместной деятельности семьи и школы. Наиболее эффективной формой взаимодействия были выбраны фестивали. Каждый год в нашей школе посвящён какому-либо фестивалю: фестиваль семейного творчества, фестиваль спорта и семьи, фестиваль танца, театральные сезоны. Проводим весёлые старты, спортивный праздник «папа, мама, я – спортивная семья». А как увлекательно проходят наши турниры по шахматам и шашкам. Не один дедушка не в силах усидеть дома, а иногда и бабушка в паре с внуком становятся победителями. Следующий год связан с танцами. Все готовятся к общешкольному фестивалю танца «Звёздный путь». Ну и мы, малыши не отстаём, мы любим участвовать в жизни школы. Стремимся к победе общими усилиями. Мамы шьют костюмы, мы с ребятами ставим танец, репетируем. Когда всё готово рассылаем пригласительные всем близким, зная, что ни кто не откажет, все прейдут поддержать. И вот он волнительный момент. Мы на сцене, но нам не страшно, ведь на нас смотрят любящие глаза родителей. И кажется самые бурные аплодисменты – это наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Всё закончилось, но мы счастливы, потому что мы – лучшие! На следующий год в школе появляется объявление: «Скоро! Скоро! Состоится открытие театральных сезонов!». И опять некогда скучать. Берёмся за новое, интересное, общее дело. Вместе выбираем сказку «Кошкин дом». Необходим сценарий, подключаем родителей, берутся с удовольствием. Папы изготавливают декорации: заборы, домики и т.д. Мамы и бабушки шьют костюмы. Мы разучиваем роли, репетируем. Обязательное условие – участвует каждый ребёнок, каждая семья. Чтобы наша сказка стала необычной, делаем её музыкальной, герои начинают петь. Моё музыкальное образование помогает это сделать, но и родители не сидят на месте, подыгрывая на синтезаторе. Получается здорово и необычно. Новый год - год семейного творчества. Устраиваем фестиваль семейного творчества. Каждая семья может раскрыться для нас по – новому. Принимается всё: тёплые вязаные шапочки, сшитые тапочки и мягкие игрушки, причудливые изделия из дерева, совместные шедевры семейного творчества. Широкое поле для фантазии. Семьи с огромным интересом принимают участие в фестивале и, приходя на выставки, получают огромное удовольствие и ощущение гордости за свою семью.
Конечно же, неотъемлемой частью внеурочной деятельности являются кружки. В школе большое количество кружков: танцевальный, театральный, кружок пения, лего, народное творчество, умники и умницы, экоша, шахматы, час игры, основы культуры. Каждый ребёнок выбирает себе то, что ему по душе. Именно на кружках возникает специфическая среда общения не только со взрослыми, но и со сверстниками, что тоже само по себе выступает как один из институтов социализации. Как это происходит и какие возможности это даёт расскажет руководитель кружка Кем Л.И. Вот на таком замечательном примере, позвольте закончить наше выступление. Благодаря нашей модели каждый обучающийся имеет возможность пройти путь от простого любопытства и случайного интереса до общественно-ценностной потребности в социально-значимой деятельности. Главная задача педагога – поддержать его и организовать такую деятельность, чем мы и занимаемся.
|